Anatoly Skoblov (skoblov) wrote,
Anatoly Skoblov
skoblov

Categories:

Страшилка на ночь! Самый страшный HDR в моей жизни

Итак, господа, приготовьтесь к страшному откровению: как собираются сложные HDR. Чтобы не мелочиться, я решил показать это на примере самого страшного HDR в моей жизни. Ничего страшнее я не собирал, и, скорее всего, уже не буду собирать.

Этот пост вызвал жуткое бурление говн в интернетах на тему "ой, посмотрите, какое говно и как много фотошопа".

Ребята, если Вы не умеете читать между строк, то напишу прямо: этот пост не о том, как сделать шедевр. И не о том, как потратить впустую неделю. Этот пост о том, как снять то, что по-другому Вы не снимете, если Вам это зачем-то надо. Причем сделать это с минимальными трудозатратами (постпроцесс занимает около 10 минут). Для примера я использовал самое сложное для обработки фото, а вовсе не самое эффектное (обычно мне надо для обработки HDR намного меньше усилий, но такие фото намного меньше годятся в качестве примеров).






Предыстория вопроса:

http://skoblov.livejournal.com/128176.html - анализ исходников данного HDRа
http://skoblov.livejournal.com/77041.html - несложный HDR используя брекетинг с рук, с пошаговой инструкцией по использованию Exposure Fusion в PTGUI и ручной доводкой в фотошопе
http://skoblov.livejournal.com/33967.html - HDR-панорама средней сложности, полностью ручная сборка HDR в фотошопе
куча других текстов по HDR и не только у меня по тегу "фототеория"

Почему это сложно?

1. Расширение ДД 7 EV - не просто снять само по себе + вагон проблем из-за "ограничения ДД оптики" + непросто сделать тонмаппинг, чтобы получилась не плоская картинка.
2. Движущиеся объекты в кадре, причем не что-то локальное, а большие волны, переходящие из зоны крайних светов в зону крайних теней
3. Переменное освещение - тень освещена бликами от волн, поэтому каждый кадр освещен по-разному и при сборке получаются артефакты не только от движущихся объектов, но и от переменного освещения.

Что было простого?

1. Почти не было блюминга, который практически всегда присутствует в таких контрастных сюжетах. Никаких лампочек!
2. Общая "монохромность" сюжета сильно упрощала тонмаппинг (разъезжающиеся при тонмаппинге цвета - постоянная головная боль контрастных сюжетов)



Немножко теоретической части (на самом деле подробнее это тема для примерно часовой лекции на моем мастер-классе, но постараюсь изложить это в несколько абзацев)

Тут вы видите снятые с разной экспозицией кадры, размещенные в отдельных слоях в фотошопе, и корректирующие слои между ними и над ними. Исходники размещены от самого светлого к самому темному, снизу вверх. У каждого слоя руками нарисована маска. Обратите внимание - у слоев изображений маски с очень четкими краями (рисуются кистью с максимальной жесткостью, но не 100%), у корректирующих - большие зоны полупрозрачности (рисуются мягкими кисточками, часто - полупрозрачными). Почему сделано именно так:

Фотографы очень давно придумали способ расширения ДД камеры с помощью съемки нескольких кадров с разной экспозицией. Кадры размещаются в слоях в фотошопе и собираются в единое изображение с помощью масок. При этом есть 2 способа сборки: общеизвестный (он же неправильный), описанный в 1000 разных источников, и мой (ну как в армии) :) Неправильный способ очевиден для любого человека, который знаком с фотошопом, свой способ я родил в результате изучения алгоритмов полного HDR-процесса.

Как делается неправильный метод? Представьте себе классическое пляжное закатное фото, снятое в 2 кадра: светлый кадр с проработанным берегом и засвеченной частью неба, и темный кадр, у которого проработана область возле солнца, но море и берег - слишком темные. Наложим друг на друга, и сделаем жесткую прямую маску кадру с небом, без полупрозрачного перехода: получили красивое море, красивое небо и некрасивую границу между ними. Что делает человек, хорошо умеющий пользоваться фотошопом? Он берет и делает маску градиентом, таким образом, что у темного и светлого кадра получается общая зона, где они смешиваются. Образуется плавный переход от темного неба к светлому морю. Получили красивое море и берег, красивое солнце. Аплодисменты! Чепчики летят в воздух. Почему же этот метод неверный?

Возьмем лупу и посмотрим на получившееся изображение. Пусть наша зона градиента затронула море. У нас смешались кадры с волнами, а волны движутся, получили нечеткую зону, которая красиво выглядит лишь в мелком размере, где волны не видны. Ладно, пусть мы море не будем трогать, сделаем градиент на небе - а там, как назло, двигались облака. Будем искать место на небе, куда сунуть градиент, где ничего не двигалось? Но нам же надо, чтобы было КРАСИВО, а градиент дает нам не только переход от засвеченного кадра к незасвеченному, но и делает фото красивым (плавный переход от одной экспозиции к другой). Облака - проблема (повезет, если небо будет без них), волны - проблема (повезет, если вместо моря будет что-нибудь статическое), качающиеся ветки - проблема. Проблема на каждом шагу. Если ваш штатив весит не тонну, а килограмм (как мой), то Вы получите микросмещение камеры при смене экспозиции в серии. Проблемы не будет, если снимать серию брекетингом с автоматической съемкой трех кадров в одно нажатие, или при использовании пульта. А при смещении камеры любая широка зона градиентного перехода между кадрами приведет к потере резкости (для этого фото я, кстати, снял несколько десятков исходников и камеру трогал многократно).

Получаем конфликт: чтобы было красиво, нам надо иметь широкую зону перехода и там, где это выглядит красиво (где-то в районе границы воды и неба у пляжного фото), для четкого изображения зона перехода должна быть минимальной и там, где от этого будет минимум артефактов.

Еще один вариант того же метода - с маской, имеющий жесткие границы (допустимо размытие с радиусов в несколько пикселей), точно совпадающей с границей контрастных зон. Для пляжного фото не применяется, но для темных гор или зданий на фоне яркого закатного неба - вполне съедобен. Маска создается автоматом из канала яркости или одного из цветных каналов, доведенных разгоном контраста до монохромного состояния. Тут свои специфические проблемы - ореолы в результате, требования к наличию у исходника легко находимых границ и т.д. Ну и общие проблемы, присущие предыдущему варианту.

В чем же заключается правильный способ? Как и в полном HDR-процессе в нем делается 2 отдельных шага:
- HDR сборка, в которой кадры сначала приводятся к единой экспозиции и интеллектуально смешиваются (зона перехода рисуется там, где не будет артефактов, причем переход делается максимально возможной жесткости). Если в фото нет очень контрастных границ, то переходы быстро рисуются там, где их точно не будет видно. Если есть контрастные границы - придется попотеть, отрисовывая их, или же воспользоваться автоматическим созданием маски, как описано выше у второго варианта традиционного метода;
- тонмаппинг, корректирующими слоями, при котором части готового изображения высветляются (с повышением контраста, если надо), причем границы масок у корректирующих слоев могут быть сколько угодно мягкими, вплоть до градиента на половину изображения, а могут быть и жесткими на контрастных границах.

При таком подходе становится очевидной полная бесполезность лишних экспозиций: нам не нужны кадры, темнее чем ETTR, поскольку мы все равно приведем все к единой экспозиции, а слишком темные кадры лишь увеличат шумы в готовом фото, но не добавят НИЧЕГО!

В последнее время я несколько развил способ, внеся в него элементы exposure fusion: часто я делаю экспокоррекцию не всему изображению, а лишь его части, в которую попадает зона смешивания исходников. Часто при этом экспокоррекция делается делается и светлому исходнику, и темному. Главное требование остается прежним, как и у моего старого способа: оба кадра в зоне смешивания приведены к одной экспозиции и выглядят практически идентично. Это упрощает тонмаппинг и вообще упрощает работу с фотографией.

Данный вариант оказался особенно полезен для этой фотографии: дело в том, что из-за описанной выше проблемы (переменное освещение у кадров), невозможно сделать идеальную экспокоррекцию, чтобы исходники совпали! Всегда будут места, где один окажется светлее другого, и наоборот. Дополнительные промежуточные корректирующие слои исправляют эти локальные перепады яркости.

Еще несколько дополнений:
- в имена слоев-исходников я для наглядности добавил смещение экспозиции каждого кадра (от центрального кадра, который в итоге не попал в сборку).
- если присмотреться к иконкам слоев-исходников, то видно, что фотографии обрезаны. Это абсолютно несущественно для процесса: я обрезаю исходники за пределами масок перед помещеним готового файла в архив, чтобы сократить размер готового PSD (он и c обрезанными исходниками занимаем 500М, поскольку исходники 18Мпиксельные и делается все в 16 битах).
- на самом деле тут кое-где кадры с близкими экспозициями размещены в неправильном порядке, но это тоже ни на что не влияет.

Для того, чтобы показать, как это все работает, я выключу все слои и буду включать их по очереди снизу вверх, показывая фото, которые получаются в промежутке. Естественно, не все промежуточные варианты (их слишком много), а только пронумерованные:



1. Тут я просто смешал 2 самых светлых исходника, отвечающих за левую и правую половину фото, и вырезал мои пальцы из серединки. Обратите внимание - я сразу сделал тени достаточно темными и низкоконтрастными. К этой экспозиции я буду приводить следующие кадры, совмещая общую и локальную экспокоррекции.



2. Добавил кусок светлой зоны из более темного исходника (он тоже снимался с пальцами в центре, но пальцы закрывали меньший кусок).

Тут я сделаю небольшое отступление в сторону и уберу корректирующие слои между шагом номер 1 и номер 2



Обратите внимание, что маска для темного кадра нарисована с минимальной зоной перехода. А теперь посмотрите ва нижний левый угол: как видно, маска там нарисована прямо на волнах, причем "елочкой". Зигзаг рисовался с учетом положения волн в каждом кадре и в готовом бутерброде они не выглядят ни смешанными, ни размазанными.

И еще - я закрыл воду более темным кадром, хотя обычно стараюсь максимально использовать именно светлые исходники (шумы меньше). Но вода в верхнем кадре проработана достаточно прилично, засветки на бликах поменьше, и, главное, волна легла интереснее :)

Вернем все корректирующие слои и продолжим



3. добавил еще кусочек светлой зоны, и это кадр был с пальцам.



4. открыли центр полностью. У кадров, добавленных на шаге 2, 3 - есть небольшие зайцы на тенях, а у номера 4 - сильные, вплоть до зеленых пятен (поскольку там полностью открыт источник света), но я добавлял только те куски кадров, где практически нет этих дефектов. В итоге на всем фото после сборки оказалось всего 2 зайца, причем небольшие, и я их выровнял аккуратным корректирующим слоем.



5. Начал добавлять воду в центральной засвеченной части



6. И еще чуток



7. Ура, видно море! Получил не слишком контрастное фото, в котором есть все детали и в светах, и в тенях!



8. Улучшаю малость



9. И еще улучшу



10. Пришел к окончательному варианту.

При всей ужасности этого бутерброда, у которого 40 слоев, из которых 32 - корректирующие, сборка занимает не так много времени.

Сначала я быстро и грубо собираю фото, не заботясь ни о точности экспокоррекции, ни об аккуратности масок в местах переходов. Это делается за пару минут. Потом вычищаю получившийся бутерброд, аккуратно прорисовывая переходы и поправляя параметры корректирующих слоев для абсолютно точного сведения кадров. Для такого HDRа это может занять минут 10, но для нормального - все делается за намного меньшее время. Потом - окончательный тонмаппинг, его делаю по настроению, возвращаясь несколько раз к уже готовому фото. Это тоже не требует больших затрат времени. Я редко сильно изменяю маски у уже готовых корректирующих слоев, отвечающих за тонмаппинг. Чаше просто добавляю новый слой, улучшающий что-то у части фотографии. Поэтому слоев тонмаппинга так много, хотя все они очень простые (кривая с 1-2 точками).

P.S. Как всегда напоминание для bulka и других копипастеров/контентмейкеров: данный текст не предназначен для "творческой" переработки и включения кусками в чужие тексты, размещения на сайтах, передачи по проводам и исполнения в танце. Это произведение защищается российским и международным законодательством об АП (разделом об интеллектуальной собственности в ГК и т.д.) и предназначено исключительно для внимательного чтения, обсуждения тут и в других местах, расширения кругозора и повышения личного творческого потенциала читателей. (тут - про булку, чтобы не спрашивали больше)



не забываем до Mастер-класс по панорамам и HDR в Москве в конце октября 2011

Понравилось? Пиарим! :)
Tags: Фототеория
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments